Законодательные акты

ИННОВАЦИЯ
ПРОГРАММА
ЗАЩИТА СТРАХОВАТЕЛЕЙ
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
Комментарии к Закону об организации страхового дела в Российской Федерации
ОГЛАВЛЕНИЕ


Комментарий к статье 30 Закона "Об организации страхового дела в РФ"

1. Государственный надзор за деятельностью страховщиков осуществляет орган страхового надзора. До августа 1996 г. им являлась Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор), образованная Указом Президента РФ #439 от 09.04.93 (САПП РФ, 12.04.93, #15, ст. 1245.) в результате реорганизации Федеральной инспекции по надзору за страховой деятельностью. До августа 1996 г. Росстрахнадзор был самостоятельным органом, входившим в систему органов исполнительной власти. В настоящее время Росстрахнадзор упразднен Указом Президента РФ #1177 от 14.08.96 (СЗ РФ, 19.08.96, #34, ст. 4082.) и его функции переданы Министерству Финансов РФ, в котором образован департамент страхового надзора.

Положение "О Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью" было утверждено Постановлением Правительства РФ #353 от 19.04.93 (САПП РФ, 26.04.93, #17, ст. 1464.), в него вносилось несколько изменений, но затем оно было отменено Постановлением Правительства РФ #619 от 19.06.98 (СЗ РФ, #26, 29.06.98, ст. 3078.). В Положении "О Министерстве финансов РФ", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 #273 (СЗ РФ, 16.03.98, #11, ст. 1288.) о полномочиях Минфина РФ в области страхового надзора имеется единственная строчка "лицензирует деятельность страховых организаций и осуществляет надзор за их деятельностью; ведет единый государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров; осуществляет контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков" (подпункт 31 п.6 Положения). Таким образом, комментируемая статья более подробно определяет функции и полномочия органа страхового надзора, чем соответствующий подзаконный акт.

2. К нормативным документам, изданным органом страхового надзора, в частности, относятся:

Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утв. приказом Росстрахнадзора #02-02/08 от 19.05.94 (БНА РФ, #11, 1994.);

Положение "О порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности", утв. Приказом Росстрахнадзора #02-02/17 от 19.06.95. (БНА РФ, #3, 1996.)

Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным чем страхование жизни, утв. Приказом Росстрахнадзора #02-02/04 от 18.03.94 (Экономика и жизнь, ##16-18, 1994.);

Правила размещения страховых резервов, утв. Приказом Росстрахнадзора #02-02/06 от 14.03.95 (БНА РФ, N 7, 1995.);

Временное положение "О ведении реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории РФ", утв. Приказом Росстрахнадзора от 09.02.95 #02-02/03 (Финансовая газета, #8, 1995.)

Инструкция "О порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков", утв. Приказом Росстрахнадзора #02-02/20 от 30.10.95 (Российские вести, #5, 11.01.96.)

В соответствии с Указом Президента РФ #763 от 23.05.96 (СЗ РФ, 27.05.96, #22, ст. 2663.) нормативные документы, издаваемые органом страхового надзора подлежат регистрации в Минюсте РФ и официальному опубликованию. В соответствии с п.9 данного Указа до 13 августа 1998 г. официальным опубликованием считалось опубликование в газете "Российские вести". Указом Президента #963 от 13.08.98 (СЗ РФ, 17.08.98, #33, ст. 3967.) в п.9 Указа #763 были внесены изменения и теперь официальным считается опубликование в "Российской газете" или в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с п.12 Указа #763 нормативные акты органа страхового надзора вступают в силу по истечение десяти дней после их официального опубликования, если в самом акте не предусмотрен иной срок их вступления в силу.

Орган страхового надзора вправе издавать нормативные документы только по вопросам, относящимся к его компетенции и нормы, содержащиеся в этих документах могут регулировать только те вопросы, которые относятся к компетенции надзорного органа. Например, издание положения о ведении реестра страховых брокеров относится к компетенции органа страхового надзора, а замена предусмотренного законом заявительного порядка регистрации брокеров на разрешительный порядок, установленный в данном положении, выходит за рамки компетенции органа страхового надзора и эта норма не должна применяться (см. также комментарий к ст.8 настоящего Закона).

К методическим документам, изданным органом страхового надзора, в частности, относятся:

Примерное положение о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, введено в действие Письмом Росстрахнадзора #15/1-1р от 18.01.95 (Финансовая газета, #5, 1995.);

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Госстрахнадзора РФ #02-02/5 от 27.11.92 (Нормативные акты по финансам, налогам и страхованию, #3 - 4, 1993.) (в ред. Приказа Росстрахнадзора #02-02/21 от 31.10.94 (Экономика и жизнь, #47, 1994.))

Инструкция "О порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности страховых организаций", утв. Приказом Минфина РФ #111 от 30.12.96 (Российский страховой бюллетень, #1, 1997.) (в ред. Приказов Минфина РФ #33н от 08.04.97, #4н от 19.01.98)

Методики расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования, утв. Распоряжением Росстрахнадзора #02-03-36 от 08.07.93 (Российская страховой бюллетень, #1, 1994,).

Методические документы не должны содержать правовых норм и, соответственно, они не подлежат обязательному опубликованию и регистрации. Однако в некоторые методические документы орган страхового надзора неявно включает нормы гражданского права, которые, естественно, не могут применяться. Например, в Инструкции "О порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности страховых организаций" описывается порядок отражения в отчетности движения векселей и указывается что "в расчетах по операциям страхования и перестрахования векселя применяться не могут" (п.8.3 Инструкции). Это указание является, по существу, вмешательством в регулирование оборота векселей, т.е. в область общегражданского и специального вексельного права и включено в методический документ неправомерно. Подробнее об этом см. комментарий к ст.954 ГК.

3. Орган страхового надзора контролирует деятельность страховщиков по следующим направлениям:

(а) контроль за обоснованностью страховых тарифов;

(б) контроль за платежеспособностью;

(в) контроль за соблюдением законодательства.

Использование страховых тарифов является не обязанностью, а правом страховщика (см. комментарий к ст.11 настоящего Закона и комментарий к ст.954 ГК) и поэтому контроль за обоснованностью страхового тарифа в конкретном договоре страхования не всегда возможен, так как страховщик может и не использовать тариф для расчета страховой премии. Однако контроль за тем, чтобы не было систематического завышения или занижения размера страховой премии (платы за страхование) необходим.

Необоснованное завышение премии превращает страхование из формы защиты интереса в спекулятивную операцию. В практике часто встречаются случаи, когда организация по высоким тарифам страхуется свое имущество, в очень небольшой степени подверженное тем рискам, от которых оно страхуется. Страховщик в достаточной степени уверен, что ему не придется выплачивать возмещение и деньги, полученные в виде страховой премии он возвращает, но не организации-страхователю, а, например, ее руководителю, подписавшему договор страхования, оставляя себе комиссию за эту услугу. Здесь нарушается принцип добросовестного неведения страховщика и страхователя в отношении возможности наступления страхового случая и в соответствии со ст.168 ГК договор страхования является ничтожным, так как противоречит ст.9 настоящего Закона. Такую ситуацию можно также квалифицировать, как злонамеренное соглашение представителя страхователя со страховщиком и в соответствии со ст.179 ГК такая сделка может быть признана судом недействительной по иску страхователя.

Необоснованное занижение премии ведет к потере финансовой устойчивости страховщика, к невозможности исполнять свои обязательства перед страхователями. Часто таким приемом пользуются недобросовестные страховщики. Их цель - сбор премии и они не собираются производить выплаты. Однако снижать плату за страхование в целях конкурентной борьбы могут и крупные страховые компании, которые имеют достаточный резерв платежеспособности за счет накопленный в предыдущие периоды собственной прибыли. Они снижают размер премии для привлечения клиентов и это не влияет на их возможность выплат и не вредит интересам страхователей.

Таким образом, обоснованность размера страховой премии необходимо профессионально контролировать. Это не означает, что в отношении цены на страховые услуги введено государственное регулирование, тем не менее, страховщик для получения лицензии обязан рассчитать тариф и направить его в орган страхового надзора (см. комментарий к ст.32 настоящего Закона) и систематическое занижение тарифа может стать основанием для лишения лицензии (см. ниже).

Платежеспособность (финансовая устойчивость) страховщика обеспечивается:

(а) наличием оплаченного уставного капитала и страховых резервов (ст.25 настоящего Закона);

(б) обязанностью соблюдать нормативное соотношение между активами и принятыми обязательствами (п.1 ст. 27 настоящего Закона);

(в) системой перестрахования (п.2 ст.27 настоящего Закона).

Требования к уставному капиталу страховщика, сформированному за счет денежных средств на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности установлены в ст.25 настоящего Закона следующим образом:

(а) не менее 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время примерно 2,1 млн. рублей) при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;

(б) не менее 35 тысяч минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время примерно 3 млн. рублей) при проведении в том числе и страхования жизни;

(в) не менее 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда (в настоящее время примерно 4,2 млн. рублей) при проведении исключительно перестрахования.


Требования к страховым резервам установлены Правилами формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни (см. выше). Правила формирования резервов по страхованию жизни пока не утверждены окончательно в форме нормативного документа. До того, как они будут утверждены, орган страхового надзора издал Разъяснения "О порядке формирования страховщиками страховых резервов по страхованию жизни по результатам деятельности за 1994г." (Письмо Росстрахнадзора #09/2-16р/02 от 27.12.94 (Экономика и жизнь, ##2, 3, 1995.)). Действие этих разъяснений продлено письмами Росстрахнадзора #09/2-12р/02 от 05.04.95 (Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету, #7, 1995.) и #09/2-20р/02от 24.04.95 (Финансовая газета, #19, 1995.) по настоящее время, так как и до настоящего времени соответствующий нормативный документ отсутствует.

Нормативное соотношение между активами о обязательствами устанавливается органом страхового надзора (п.1 ст.27 настоящего Закона). В настоящее время оно установлено в п.3.6 Условий лицензирования следующим образом "Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10 процентов собственных средств страховщика". Примененный здесь термин "ответственность" означает не гражданско-правовую ответственность страховщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а сумму, в пределах которой страховщик обязан произвести страховую выплату (см. комментарий к ст.929 ГК). Термин "риск" следует понимать, в смысле ст.9 настоящего Закона как "событие, на случай наступления которого производится страхование". Таким образом, если страхование производится на случай наступления только одного вида событий, то страховая сумма по договору в целом не может превышать 10% собственных средств страховщика, если страхование производится на случай наступления одного из нескольких видов событий, то указанное соотношение должно соблюдаться для каждого из этих видов событий. Понятие "собственные средства страховщика" и порядок расчета нормативного соотношения установлен в Инструкции о порядке расчета указанного нормативного соотношения (см. выше)

Если в заключенном договоре страхования не соблюдено указанное соотношение риск страховой выплаты по этому договору должен быть перестрахован (п.2 ст.27 настоящего Закона), если же он не перестрахован, договор страхования является ничтожным в соответствии со ст.168 ГК, как не соответствующий ст.27 настоящего Закона.

4. Орган страхового надзора уполномочен применять к страховщикам следующие меры ответственности:

(а) давать предписание об устранении выявленных нарушений, т.е. письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения;

(б) ограничивать действие лицензии, т.е. запрещать до устранения выявленных нарушений, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории;

(в) приостанавливать действие лицензии, т.е. запрещать до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия;

(г) отзывать лицензию, т.е. запрещать осуществление страховой деятельности.


Предписание дается страховщику органом страхового надзора. В соответствии с Положением "О порядке дачи предписания" (см. выше), основаниями для дачи предписания являются:

(а) осуществление страховой деятельности на территории или по видам страхования, не предусмотренным лицензией и приложением к ней (см. комментарий к ст.32 настоящего Закона);

(б) осуществление видов деятельности, запрещенных настоящим Законом (см. комментарий к ст.6 настоящего Закона);

(в) нарушение установленного порядка формирования и размещения страховых резервов;

(г) необоснованное снижение размеров страховых тарифов;

(д) несоблюдение страховщиком нормативного размера соотношения между активами и обязательствами;

(е) невыполнение страховщиком обязанностей, предусмотренных настоящим Законом;

(ж) непредставление бухгалтерской и статистической отчетности либо представление указанной отчетности с нарушением установленных сроков или порядка ее представления;

(з) непредставление (неполное представление) в срок документов, затребованных органом страхового надзора;

(и) установление факта представления недостоверной информации в документах, явившихся основанием для выдачи лицензии, а также в отчетах о деятельности страховой организации;

(к) несообщение в месячный срок в орган страхового надзора об изменениях и дополнениях, внесенных в документы (правила страхования, структуру тарифных ставок и др.), явившиеся основанием для выдачи лицензии, с представлением подтверждающих документов, а также об изменениях в банковских реквизитах страховщика;

(л) необеспечение принятия устных и письменных обращений страхователей и иных заинтересованных лиц по заявленному в учредительных документах юридическому адресу;

(м) передача лицензии (копии) в пользование другой страховой организации;

(н) передача страховщиком страхового свидетельства (полиса, сертификата) в качестве подтверждения факта заключения договора страхования лицу, иному чем страхователь, за исключением случаев, когда договором личного страхования, заключенного в пользу третьего лица (застрахованного), предусмотрена передача страхового свидетельства (полиса, сертификата) застрахованному;

(о) выдача страхователю страхового полиса без приложения к нему правил страхования;

(п) заключение договоров страхования на условиях, предусматривающих расширенный по сравнению с определенными Правилами страхования, на основании которых выдана лицензия, перечень объектов страхования и страховых случаев (страховых рисков), без согласования с органом страхового надзора внесенных изменений (подробнее об этом см. в комментариях к ст.32 настоящего Закона и комментарий к ст.943 ГК);

(р) другие основания, предусмотренные действующим законодательством РФ и нормативными актами органа страхового надзора, принятыми в пределах его компетенции.


Если страховщик не выполнил предписания, действие лицензии ограничивается, приостанавливается или отзывается. Ограничение, приостановление и отзыв лицензии применяются по решению коллегии органа страхового надзора. При ограничении или приостановлении действие лицензии восстанавливается после устранения нарушений.

Основаниями для принятия решения об отзыве лицензии являются:

(а) неоднократное (более 1 раза) принятие решения об ограничении или приостановлении действия лицензии;

(б) неустранение в срок или непредставление отчета об устранении нарушений, явившихся основанием для дачи предписания или принятия решения об ограничении или приостановлении действия лицензии;

(в) решение суда, подтверждающее осуществление страховщиком незаконной деятельности;

(г) представление Федерального антимонопольного органа или его территориальных управлений об установлении фактов нарушения страховщиком требований к рекламной деятельности;

(д) другие основания, предусмотренные действующим законодательством РФ и нормативными актами органа страхового надзора.

В любом случае при ограничении, приостановлении или отзыве лицензии страховщик выполняет принятые обязательства по ранее заключенным договорам до истечения срока их действия. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.

назад

 

Designed by gri33ly (ProSystem)

ВВЕРХ